Путевое управление

Управление хвостовым винтом легкого вертолета осуществляется обычно без гидроусилителей и загрузочных пружин, так как система управления с применением винтовой пары (у хвостового редуктора), как уже говорилось ранее (см. рис. 2. 1), обеспечивает необратимость управ­ления, а достаточно большая сила трения в проводке удерживает педали от самопроизвольного перемещения. При движении педалей приходится преодолевать усилия от шарнирных моментов хвостового винта и от сил

трения. В ряде случаев, когда они достаточно велики, их при помощи пружинного устройства можно снизить до приемлемых.

В качестве примера на рис. 3. 35 показана схема такого пружинного устройства, проверенного в эксплуатации. Пружинный механизм 1 уста­навливается так, чтобы при среднем положении педалей 2 ось пружин­ного механизма проходила через ось вращения — точку О или близко от нее. При этом усилие пружины не передается на педали.

При отклонении педалей на них воздействует момент, равный про­изведению усилия пружины на плечо От (On). Чем больше отклонение педалей, тем эффективнее действие механизма.

На рис. 3.36 показаны сравнительные усилия на педалях в зависи­мости от скорости полета без установки пружинного механизма и после его установки. Особенно важно снижение усилий на режиме крейсер­ского полета, как наиболее длительного, где вместо 7 кГ на ноге летчика усилие снизилось до 2 кГ.