Путевое управление
Управление хвостовым винтом легкого вертолета осуществляется обычно без гидроусилителей и загрузочных пружин, так как система управления с применением винтовой пары (у хвостового редуктора), как уже говорилось ранее (см. рис. 2. 1), обеспечивает необратимость управления, а достаточно большая сила трения в проводке удерживает педали от самопроизвольного перемещения. При движении педалей приходится преодолевать усилия от шарнирных моментов хвостового винта и от сил
трения. В ряде случаев, когда они достаточно велики, их при помощи пружинного устройства можно снизить до приемлемых.
В качестве примера на рис. 3. 35 показана схема такого пружинного устройства, проверенного в эксплуатации. Пружинный механизм 1 устанавливается так, чтобы при среднем положении педалей 2 ось пружинного механизма проходила через ось вращения — точку О или близко от нее. При этом усилие пружины не передается на педали.
При отклонении педалей на них воздействует момент, равный произведению усилия пружины на плечо От (On). Чем больше отклонение педалей, тем эффективнее действие механизма.
На рис. 3.36 показаны сравнительные усилия на педалях в зависимости от скорости полета без установки пружинного механизма и после его установки. Особенно важно снижение усилий на режиме крейсерского полета, как наиболее длительного, где вместо 7 кГ на ноге летчика усилие снизилось до 2 кГ.